Цель:
Результаты участников:
Форма и методы проведения обучения:
Блок 1. «Вся правда про ложь»
1. Понятие «ложь», «верификатор». Причины лжи. Почему врут даже самые честные люди.
Упражнение «Пример из жизни»
Цель: усвоение базовых знаний по программе
2. Специфика лжи у разных категорий людей
Дисскусия «Разные люди»
Цель: получить знания об особенностях лжи у разных психотипов взрослых людей, детей, мужчин и женщин, представителей разных профессий и этноса.
3. Понятия «детектор ошибок» и «высшая доминанта». Физиологические и психо- социальные механизмы порождения лжи. Симптомы обмана.
Упражнение «Лжец»
Цель: понимание процессов, которые происходят у лгущего человека, изучение основных «симптомов» обмана
Блок 2. Методы верификации лжи.
1. Чтение по лицу: физиогномика и мимика человека. Модель кодировки лжи П. Экмана, FACS, EmFACS, FACSAID (Facial Action Coding System; Emotion Facial Action Coding System; – международный стандарт систем кодирования лицевых движений).
Упражнение «Видеоанализ»
Цель: получение знаний, умений и навыков распознания лжи путем анализа мимики человека
2. Пантомимика лжи. Понятия «стресс-жест», «ориентировочная реакция», «старт-рефлекс», пассивные невербальные сигналы, «утечка информации».
Упражнение «Распознание»
Цель: получение знаний, умений и навыков распознания лжи путем анализа индексов, характера, интенсивности, продолжительности, видового подтипа, психофизиологического смысла и конгруэнтности жестов человека.
3. Матрицы и стратегии лжи в речи человека, барьеры коммуникации по Л. Филонову, понятие «проговорка причастного».
Упражнение «Город в котором я был»
Цель: обучение участников верификации лжи и обмана по анализу речи человека, характеристикам его голоса (тон, тембр, мелодика и т.п.), способу подачи информации.
4. Вегетативные признаки лжи.
Упражнение «Физиология»
Цель: получить практические навыки в обнаружении физиологических признаков обмана
Блок 3. Методы разоблачения лжеца и получение признания.
1. Техники активной верификации.
2. Международные стандарты FAINT («Опросная беседа судебной оценки» Н. Гордона)
3. CQT («Метод вопросов сравнения» Д. Рейда)
4. Мониторинг реальности Sporer S.L.
5. Кластерный анализ С.Б. Уолтерса.
Упражнение «Оценка», «Продажа признания», отработка техник в тройках
Цель: научиться «выводить на чистую воду» лжецов в различных коммуникативных ситуациях, отработать навыки реализации алгоритмов верификационного опроса, беседы и направленного интервью.
Блок 4. Самовнушение или как наш мозг обманывает сознание.
1. Понятие самовнушение. Виды самовнушения.
2. Причины и последствия самовнушения.
Мини-лекция, дисскуссия
Цель: сформировать понятия критичности, осознанной реальности, отработать навыки отслеживание критериев добровольного заблуждения и способов работы со своими иллюзиями.
Блок 5. Идеальный лжец.
1. «Антиверификация»
2. Методы положительного манипулирования в коммуникациях.
3. Изменение динамики коммуникации для своей выгоды.
4. Демонстрация основных верификационных признаков правдивого высказывания.
Дискуссия, отработка в тройках.
Цель: получить знания о методах положительного манипулирования в коммуникациях, изменения динамики коммуникации для своей выгоды и научиться реализовывать ложь демонстрируя основные верификационные признаки правдивого высказывания.